Сейчас мы отправляемся в путь по асфальтовой дороге, соединившую Тасеево – Канск в 1988 году, а старожилы помнят, сколько времени затрачивали для поездки Тасеево – Канск еще в начале прошлого века. Не меньше трех дней проходило в дороге, а если был дождь, и того больше.
Тасеевская волость была связана с другими районами Енисейской губернии водным путем и проселочными дорогами. Волость развивалась, строились деревни и села, увеличивалось ее население, росли грузоперевозки.
При Екатерине II от Тасеева до Казачинска был построен тракт для гужевого транспорта. Немного позднее проложен тракт Тасеево – Канск.
Через всю Енисейскую губернию в Тасеевкую волость тянулся каторжный тракт, по которому под конвоем, бряцая кандалами, брели ссыльные на каторгу и в ссылку. Они не шли, а их гнали под силой оружия в Троицкий сользавод. А ссыльных без кандалов отправляли на поселение по всей Тасеевской волости.
Тысячи каторжан и ссыльных прошли по Канскому и Казачинскому трактам в Тасеевскую волость, многие не доходили до места назначения и умирали в пути. Другие, истощенные и больные, умирали от непосильного, изнурительного труда в Троицком сользаводе, не дождавшись освобождения.
Со времени появления на Енисее пароходов и прокладки железнодорожной магистрали тракт Казачинск – Тасеево пришел в плохое состояние и потерял свое былое значение. Но в 1910-1914гг., во время столыпинской реформы, когда шло переселение крестьянства в восточные районы, переселенцы, осваивая новые земли и продвигаясь вглубь тайги, восстанавливали тракт. В Тасеевской волости около тракта были построены деревни Вершино-Яковлево, Высокая. В дальнейшем эта дорога была заброшена и пришла в негодность.
В начале ХХ века на территории Енисейской губернии были проложены три крупных грунтовых магистрали. Это – Московский тракт, проложенный в середине XVIII века для перевозки грузов и почты, протяженностью около тысячи километров. На север от города Ачинска до Енисейска был проложен Ачинский тракт, а от Красноярска до Енисейска – третий, Енисейский тракт. Эти тракты имели большое хозяйственное значение.
Чтобы нам попасть в Тасеево, нужно дважды переправиться через Усолку. Сегодня мы реку преодолеваем по двум бетонным мостам и не задумываемся, как же это делали наши предки. В «Памятной книжке енисейской губернии на 1865г.» написано: « В одной версте от д. Бакчет через реку есть переправа. Весной в течение 15 дней переправляются на пароме, перетягиваемом по канату, и одной лодке, а на спаде высоких вод становится наплавной мост. Размер переправ – весною 20 сажень(1 сажень -2,13 метра), а на спаде вод становится мост 12 сажень.
В д. Хандала – весной, в течение 15 дней переправа существует на одном плоте, укрепленном на ботах, управляемых веслами, и одной лодке, а на спаде вод становится мост на скамьях. Переправы содержатся обществом натурою».